Спокойствие в преодолении себя
1961 г. 250. Преодолевать себя в себе самом легче, много легче, чем в других людях. Преодоление себя в окружающих трудно тем, что при этом приходится бороться не только с собой и себя побеждать, но и те воздействия, которые идут от других людей. Если раздраженный или недовольный человек выливает на вас свое раздражение или недовольство, то полная победа над этими астральными явлениями достигается только тогда, когда волны этих эмоций погашаются не только в себе, но и в чужой, зараженной ими ауре. Это достигается прежде всего преодолением этих эмоций в себе, ибо они заразительны очень, а затем уже и в породителе их. Нейтрализация собственного сознания на волне спокойствия – это одна половина работы, поляризация чужого сознания на той же волне – другая. Следовательно, следует преодолеть не только себя, но и послать луч света в омраченную тяжелыми эмоциями ауру. Правда, собственное спокойствие очень заразительно и действует на людей автоматически. Но чужое беспокойство может превысить его – это во-первых, а во-вторых, сознательность волевого усилия в каждом процессе усиливает его необычайно. Эта сознательность особенно необходима, ибо люди раздираемы часто бывают очень сильными вихрями в астрале своем. Себя победивший перед натиском вспышки астральной в другом человеке легко и свободно ее погашает в другом. Эта победа воли всегда вызывает тяжкое чувство в том, кто собою управить не смог, потому волна мысленной помощи необходима. После подавленной чужой волею вспышки человек особенно беспомощен и жалок. Только на ярых приспешников темных сил тратить не нужно.
Удержание в себе твердыни Света
1961 г. 253.(М. А. Й.). Сейчас, когда силы Света и тьмы расположились по полюсам, помощь каждого человека, стоящего на стороне Света, заключается в том, чтобы Свет в себе удержать и светить, где возможно. Долг же ученика состоит в том, чтобы светить напряженно. Лучи Владыки, окутывающие землю, принимаются всеми, способными их воспринять. Сознательное же их восприятие требует и сознательного использования их. Не для собственного же удовольствия посылается Луч. Воспринятое надо отдать миру и людям. Претворение надземных посылок в земные мысли и действия будет задачей ученика в это смутное время. Отдача особенно сильна, когда утверждены лучи самоисходящие. Преосуществление даров духа происходит в сознании ученика, для раздачи их миру. Кому нечего раздавать, с того и не спросится, но каждый получающий отвечает за целесообразную раздачу того, что он получил. С конвейера сознания в течение дня сходят тысячи мыслей. Эти мысли насыщают окружающие сознание сферы и часто – на большое пространство. Когда получение идет от Владыки, то и конвейер сознания должен работать в созвучии с Ним. Получить Свет и распространять тьму несоизмеримо. Следовательно, все личное, все омрачающее, все не созвучное Свету из сознания выбрасывается решительно и бесповоротно. Устанавливается состояние осознания постоянного Присутствия Учителя в духе, и течение мыслей идет в созвучии с Ним. Можно образно представить себя передатчиком Света и распространителем его через линзу своего сознания. В сущности говоря, в этом и заключается миссия жизни принятого ученика – нести Свет Миру. Распространение его мыслью будет самым эффективным. Слово касается немногих ушей, мысль же доступна каждому, чье сердце не омертвело. Но ведь объединение человечества пойдет по линии сердца, а потому эта работа будет особенно ценной. Доверена она может быть только ближайшим, ибо в созвучие со Светом Лучей Владыки надо войти, прежде чем ассимилировать Луч, его претворить и дальше отдать в виде лучей самоисходящих. При этом, конечно, придется о себе позабыть и думать не о себе, а о мире, миру свет свой неся.
Контроль взлетов и падений
1961 г. 254. (Сент. 15). Другое условие, которое также приходится учитывать, – это неизбежная реакция после каждого взлета. Сознание должно выдержать это опускание на землю, не допуская, чтобы заземление было ниже спада предыдущей волны. Ритм волн спирального продвижения сознания закономерен, если впадина каждой последующей волны не ниже предшествовавшей ей. Сознание не может быть все время на подъеме. Чередование волн неизбежно. Пралайи сознания явление законное. Но отступление – это нечто совершенно иное, ибо оно нарушает ритм поступательного движения, врываясь в сознание разрушительным диссонансом. Предусматривая неизбежную реакцию после подъема, следует ввести ее в законные рамки, ничем не нарушая ритма обычной работы и не допуская нежелательных скачков мысли. Если процесс очищения идет нормально, а в моменты реакции после взлета мысли стремятся снова вернуться на старое пепелище, то этого не следует допускать ни в коем случае. Погружение в прошлое и восстановление в памяти образов и картин прошлых свершений, тянущих сознание вспять, может привязать его к узлам уже пройденного пути и тем задержать, и – надолго, восхождение духа. Прошлое сожжено для Огненной Йоги. Считаем мысленные проступки хуже обычных, так как мыслью утверждаются причины будущих свершений и мыслями куется судьба человека, в то время как самый проступок есть только следствие ранее допущенных мыслей, которые этим поступком тут же и исчерпываются. Потому контроль над мыслью еще более нужен, чем контроль над действиями, исчерпывающими цепь вызвавших их мыслей. При совершении поступка им можно завершить и исчерпать причину, вызвавшую его, если новых мыслей того же порядка в сознание уже больше не допускать. На проступки Смотрим как на то, что прошло, как на прошлое человека, но на мысли его – как на то, чем он неизбежно станет в будущем. В этом различие поступков и мыслей. Поэтому при совершении действий, неодобряемых на достигнутой духом ступени, их следует научиться уметь погашать, мыслью своей утверждая, что данный поступок есть заключительный аккорд породивших его мыслей и что в будущем он больше не повторится, так как будет отсутствовать мысль, вызвавшая его. Потому очищение сознания от мыслей, не отвечающих данной ступени, достигнутой им, является насущной необходимостью для продвижения кверху и освобождения духа от цепей Кармы. Карма слагается мыслью и мыслью же и уничтожается. Поэтому и упор делается на мысль.
1961 г. 255. Все импульсы, идущие из низших оболочек, могут быть погашаемы мыслью. Она может сказать «да» или «нет» и наложить veto на каждый. Верховная власть в человеке принадлежит его мысли, управляемой и направляемой волей.
Контроль мыслей в осознавании
1961 г. 256. (Сент. 16). «Если поскользнулся – тотчас же встань!» Так как каждый проступок есть следствие прошлых мыслей, то каждым проступком завершается их цепь, цепь мыслей, вызвавших данное действие. И если волей остановить эту цепь мыслей, то и возможность повторения его в будущем исключается. Поэтому человек после совершения такого поступка сильнее нравственно, чем до него, при условии, когда решение не повторять его в будущем твердо. Поэтому проступок, совершенный вопреки достигнутой ступени сознания, может быть обращен на пользу. Во-первых, – утверждено лишний раз положение, что ничто не в силах остановить продвижение по Пути, ничто из происходящего ни вовне, ни внутри, во-вторых, реакцию сознания, когда дух отвращается от того, что случилось благодаря попустительству и слабости, можно хорошо использовать для пресечения мысленной цепи вызвавших данный проступок причин. Все Обращаю на пользу – Наш принцип. Следуя ему, и ученик тоже стремится использовать все, происходящее с ним, для того, чтобы продолжать путь свой, не обращая внимания ни на какие задержки. Самое бесполезное и вредное – это ненужные терзания и раскаяния. К чему мучить себя, когда путь спешен и время не ждет. Растущее сознание и воля позволят в свое время преодолеть все, что кажется не под силу в данный момент. Топтание на месте в бесплодных раскаяниях и терзаниях пространственно вредно. Лучше спокойно и трезво взвесить то, что случилось, с тем чтобы в будущем не дать власти рецидиву над сознанием. Безмолвно Смотрящего не может затронуть ничто. Наросты духа на оболочках. Поднимая сознание над оболочками, получаем возможность их обуздать, ибо отделяем Владыку в себе от того, над чем дана ему власть. На известной ступени, хотя низшее «я» и поднимает порою свой голос, но высшего Я ему уже не преодолеть никогда. И ничто уже не может остановить идущего к Свету.
О пользе "плохого"
1961 г. 259. (М. А. Й.). Человек устремляется в будущее потому, что настоящее его не удовлетворяет. И хорошо, что в настоящем столько еще неустройств, ибо благополучие вызвало бы удовлетворенность, а удовлетворение и довольство – застой, то есть смерть духа. Потому никогда человек, имеющий духа огонь, не будет удовлетворен настоящим. Как бы ни было оно хорошо, в будущем его можно улучшить и сделать еще более совершенным. Но если плохо оно, то тем более причин утверждать будущее. Если же оно невыносимо, то скажем, чем хуже, тем лучше, ибо в легкости и довольстве хорошего ничего не творилось, и тем легче освобождать сознание от этого «хуже».
Упорство в удержании пламени Духа
1961 г. 260. (Сент. 18). Как бы ни был высок взлет сознания, его неудержимо тянет вниз, к земле. И удержаться на высоте почти невозможно. Носили власяницы, вериги, истязали себя лишь только для того, чтобы удержаться. Подвиг был легче, ибо один взрыв сознания был порою достаточен, чтобы его завершить, мысль была около человека. Уединение спасало и создавало условия изолированности. Теперь же условия стали совершенно иными, мысль вырвалась на широкое пространство, отшельничество уединения уже не дает. Взлеты сознания, какими бы мощными ни были они, быстро тушатся вибрациями уплотнившихся, тяжких низших слоев и хаосом беспорядочных токов пространства. Подвиг требует постоянного сверхчеловеческого напряжения и упорства. Каждая искорка Света становится мишенью темных нападок. И устоять, и удержать в себе Свет так трудно. Требуется каждодневное ритмическое упорство для поддержания пламени в сердце и каждодневные взлеты сознания. Можно отметить, как быстро в течение дня уменьшается огнь, зажженный в Общении утром. Огонь Общения ощутим почти явно, но удержать его на той же степени напряжения невозможно. Нужно снова и снова усиливать его, чтобы он совсем не потух. Каждое соприкосновение с окружающим понижает его интенсивность, стремясь его погасить. Закон сообщающихся сосудов действует постоянно, и отдача светимости велика. Светом своим нельзя не делиться, но и нельзя допустить, чтобы его угасили. И подвиг усложняется этим. И хочется поле оставить, и хочется с поля уйти. Но как же уйти! И кто же останется вместо? Пусто кругом. И неоткуда ждать помощи. Один на один в борьбе с окружающим несовершенством остается ныне подвижник. И кажется, что Оставил Владыка. Но и через это тоже надо пройти. Надо пройти через все и устоять. Поддержкою будет ярое осознание преходимости текущего часа. Все проходит и это тоже пройдет, так же пройдет, как и все, что было раньше. Силы собрав, надо идти через жизнь чертою Луча, не останавливаясь и не изменяя ритма шага ни при каких обстоятельствах. Со Мною надо идти через все. Крест свой возьми и следуй за Мною. Крест – это Карма. А формула эта дана была людям давно. Но идти стало много труднее, ибо на Смене Эпох усложняются и усугубляются все условия жизни.
Работа Духа должна быть выполнена в материальных условиях Земли
1961 г. 261. (М. А. Й.). Не следует думать, что Там будет легче, чем здесь, и что очищение сознания от сора можно будет завершить Там. Все должно быть закончено здесь, ибо Там придется очутиться на ступени здесь утвержденного света. Правда, вспыхнут всеми огнями прежние накопления духа, но не прежде, чем будет сброшена ветошь земная. Не будучи сброшена, она не даст духу подняться. Сознание тяготеет к тем слоям, жизнью которых оно питалось во плоти и с которыми установлена магнитная связь. Только там тело уже не будет мешать с ними сливаться при каждом устремлении мысли. Мысль даст направление притяжениям сфер. Влекущею силой магнита будет та материя, из которой сотканы оставшиеся оболочки и которая будет вибрировать с созвучными этой материи слоями пространства. Что накопили в себе, тем и будем ответствовать магнитно и взаимно устремившимся к нам вибрациям Надземного Мира. Овладевший своими оболочками здесь будет владеть ими Там и контролировать таким образом линии магнитного притяжения к соответствующим слоям пространства. Мы, конечно, Поможем, но надо иметь, к чему было бы приложить. Потому-то и Сказано, что «имеющему будет дано, а у не имеющего отнимется и то, что имеет». В этом смысл и значение этого кажущегося жестоким Закона.
Подняться над личностью до Служения Духу
1961 г. 262. (Сент. 19). Живем, осуществляя ступени Великого Плана. Для Нас все – только лишь следствия. Личной жизни Мы не Имеем, ибо личность есть явление, обнимающее собою одну только жизнь. Мы же Живем вне пределов одной жизни, и причины, порожденные Нами, уходят в далекое прошлое, и следствия их, хотя частично и уявляемые в настоящем, основой своею перенесены в беспредельность будущего. И даже связь Наша с Нашими Близкими сверхлична, ибо сияющие нити ее переброшены далеко за пределы одной жизни отдельной личности, переброшены из тысячелетий прошлого в цепь будущих жизней уже не личности, но бессмертной перевоплощающейся индивидуальности близкого Нам человека. Потому личных мыслей Мы не Имеем. Потому близкие Наши, следуя Нам, тоже стремятся, Нам подражая, жить жизнью сверхличной. Наши мысли о мире, о планете, о всех, кто на ней обитает, и о всем, что на ней. Планета – это космический корабль, управляемый Нами, устремленный вперед, в будущее, определенное Нами в полном созвучии с великими законами Космической Эволюции человечества. Называем эту Эволюцию Космической потому, что восхождение человечества по глобусам планетной цепи космично в размахе своем, ибо оно не заканчивается данною цепью, но переносится на планеты других звездных цепей, когда данная цепь заканчивает свое существование. Это великое шествие духов, совершаемое человечеством в пространстве и устремленное в беспредельность будущего, не имеет конца, но имеет ступени, начертанные Космической Волей. Этой орбитой и измеряется жизнь Нашего Сознания и природа и сущность тех мыслей, которыми Мы Живем. Ничто личное с ними невместно. Это мир Наш и Дни Нашей Жизни. И Дни Наших Жизней Мы хотим, чтобы запечатлевались в днях жизни тех, кто, следуя за Нами, за Нами идет. Вот почему и для них, идущих за Нами, личное заменяется сверхличным, и индивидуальным. Каждый из Нас являет Собою Индивидуальность, живущую вне рамок личности, даже если Мы и воплощаемся в смертное тело. Но Мы Управляем и законами жизни его и явлениями его жизни и смерти. Чтобы осознать Дни Нашей Жизни и войти в эту Жизнь, надо выйти за пределы своей личности и подняться над ней, по формуле «отвергнись от себя и следуй за Мною». И тогда, и только тогда Наши Дни утвердятся в днях жизни того, кто за Нами идет и кто хочет быть с Нами. Не свое надо к Нам принести, но – принять надо Наше. Своим живет каждый землянин, но Нашим – лишь Наши и тот, кто сужден Нам. Сил надо немало, а также и неслыханного упорства, чтобы, найдя Нас, до Нас и дойти. Многие находят, но доходят лишь единицы. Только душу свою потерявши, обрести ее можно у Нас. Но зато и Мы с теми всегда, чья мысль с Нами и чья с Нами любовь. Сынами Света Мы их Называем, ибо Свет Наш с ними и в них.
Утверждение в себе Света
1961 г. 263. (М. А. Й.). Служение Иерархии Света, служение Владыке уявляется в малых подробностях жизни. В великих делах духу легче подняться над омутом повседневности, чем над суетной жизнью текущего дня. Но если сознательное служение Владыке стало потребностью устремленного к Нему духа, то повседневность можно превратить в каждодневность, то есть в постоянство каждодневного Общения и Предстояния непрерываемого. Последнее особенно трудно, если даже и установлен ритм каждодневного Общения в духе с Владыкой. Но Общение – это ступень к Предстоянию. Если достигнуто первое, то второе достигнуто будет. Ритм священных воззваний часто может остановить и погасить триумф торжествующей суеты. Ею люди живут и ею свой мозг заполняют. Но идущий к Владыке не суетлив, но Владыкой наполняет сердце свое. От суетных мыслей момента сознание можно освободить всегда, повторяя священное «Аум» и вызвав Образ Учителя Света в третьем глазу. Имя его усиливает воздействие «Аум». Наступает ли тьма, или на сознание устремляются волны преходящих земных уявлений, трикратно можно в Свете себя утверждать, вызвав в третьем глазу Лик Владыки и Имя Его повторив и ритм священных воззваний, освободив при этом свой мозг от всех мыслей ненужных, не связанных с утверждением Света.
Источник: Грани Агни Йоги. Т.2, 1961 г.